При оценке культурных ценностей специалисты сталкиваются с многочисленными проблемами. Одна из них связана с оценкой культурных ценностей, выпускающихся серийно и имеющих массовое происхождение. Рынки таких культурных ценностей характеризуются широко известными ценовыми предложениями (эстимейтами) и продажными ценами. Уточним, эстимейт в данном случае понимается как сумма, которую хотел бы получить продавец за свой товар.
Культурные ценности в зависимости от их состояния могут оказаться на рынках трёх уровней: на торгах дорогих галерей и аукционов, на предметных рынках коллекционеров, на «блошиных» рынках.
Также не стоит забывать о том, что в настоящее время широкое распространение получили и виртуальные рынки: интернет-магазины и интернет-аукционы.
Сравнительный подход к оценке представляет собой совокупность инструментов и методов, которые позволяют определить на основе фактической цены рыночную стоимость объекта оценки. При этом оценщику необходимо учесть и разновидность рынка, на котором проводилась сделка. Также необходимыми условиями применения сравнительного подхода являются достоверные и достаточные данные о стоимости объектов в сделках купли-продажи и комплекс информации, которая отражает свойственные данным объектам черты, позволяющие определить степень сходства подобных объектов.
К достоверным данным при оценке культурных ценностей относят результаты тех сделок, в которых участвовал сам оценщик, или опубликованные результаты оценки. При этом специалисты должны учитывать то, что эстимейт будет отличаться от продажной цены. Данное отличие должно учитываться с помощью соответствующего коэффициента, а затем обсуждаться в отчёте. Без данных, которые обладают массовым характером, применять сравнительный подход невозможно.
Существует множество методов сравнительного подхода. Их можно разделить на два типа: методы косвенного и методы прямого сравнения.
При оценке культурных ценностей чаще всего используется метод парных продаж, который применим к объектам, отличающимся друг от друга всего одним признаком. Это отличие можно устранить с помощью корректировки и затем рассчитать изменение на данную корректировку цены эстимейта или продажи, который будет сопоставим с оцениваемым объектом.
Современный рынок культурных ценностей насыщен огромным количеством сделок и предложений, объекты которых отличаются друг от друга лишь одной характеристикой. Поэтому единицы сравнения культурных ценностей просты и понятны каждому, а среди коллекционеров именно они признаны общемировыми.
Во всех методах, относящихся к сравнительному подходу, корректировка начинается с похожего объекта и ведётся к объекту оценки. То есть проводится анализ, в ходе которого выясняется стоимость похожего объекта в случае, если бы он имел такие же характеристики, как и оцениваемый объект.
Корректировать цену сопоставляемых объектов можно лишь с помощью поправок, которые вычисляются в процентах или денежных единицах. При этом проценты можно легко при необходимости перевести в денежные единицы.