Практика использования сравнительного подхода в оценке бизнеса

Суть сравнительного подхода при оценке бизнеса сводится к тому, что оценщик выбирает такое предприятие, которое либо совсем недавно было продано, либо его акции имеют рыночную котировку. Затем по предприятию-аналогу производится расчёт соотношения между наиболее важными финансовыми показателями и ценой продажи. Данное соотношение получило название «оценочный мультипликатор». Стоимость предприятия, которое подлежит оценке, определяется путём умножения величины мультипликатора на такой же показатель оцениваемого предприятия.

После этого в соответствии с целями и условиями оценки выбирается один из трёх методов, используемых при сравнительном подходе.

Для оценки контрольных пакетов акций или всей стоимости предприятия применяется метод сделок.

Чтобы оценить неконтрольный пакет акций или стоимость одной акции используется метод рынка капитала или, как его ещё называют, метод компании-аналога.

Также существует метод отраслевых коэффициентов, который в России не применяется, поскольку статистическая информация подобного характера не собирается. Данный метод основан на использовании рекомендованных соотношений между определёнными финансовыми показателями и ценой продажи и применяется по отношению к малым формам бизнеса, которые имеют небольшую номенклатуру оказания услуг или производства товаров.

Процедура оценки состоит из нескольких этапов.

На первом этапе собирается необходимая информация. При сравнительном подходе используется финансовая информация о состоянии оцениваемого предприятия и подобных ему организаций, а также информация фондового рынка о ценах при продаже акций.

На втором этапе составляется список предприятий-аналогов. При этом учитывается отраслевая принадлежность, размеры предприятий, примерное соответствие доли профильной продукции, сопоставимый уровень финансового риска, отсутствие в деятельности предприятий-аналагов таких событий, которые могли бы привести к резкому изменению стоимости, отсутствие процедур поглощения и слияния.

На третьем этапе производится финансовый анализ предприятий, в процессе которого происходит анализ документов, расчёт пяти групп важных показателей и анализ ликвидности баланса.

На четвёртом этапе рассчитывается оценочный мультипликатор. Для этого определяется цена акции по всем акционерным обществам, которые были определены в качестве аналогов и рассчитываются финансовые показатели за последний расчётный год или 12 месяцев. Существует четыре группы мультипликаторов.

На пятом этапе выводится среднее значение внутри каждой группы мультипликаторов. Необходимость этого этапа объясняется тем, что диапазон величины одного мультипликатора для разных предприятий может быть значительным. Поэтому для проведения оценки рассчитывается средневзвешенное значение этого показателя.

На шестом этапе определяется предварительная стоимость, для выведения которой рассчитывают средне-взвешенное значение.

На заключительном этапе вносятся итоговые поправки. Например, в предварительную стоимость могут быть внесены поправки, учитывающие дефицит или избыток оборотных средств, наличие у предприятия активов, которые не функционируют.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ […]
2017-11-28T03:11:38+00:00